2008-Дневник - сплав по Лозьве

2008-Сплав по р.Лозьва
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ
совершенном в районе Северного Урала в период с 7 по 15 июня 2008 года

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Даты Участок маршрута Средство передвижения Километраж по участку, км
07.06.2008 Екатеринбург - Нижний Тагил - "У Сахила" - Североуральск - Ивдель Легковые автомобили 514,5
07.06.2008 Ивдель – р.Талица – разрушенный мост через р. Северная Тошемка Урал 96,8
08.06.2008 Постройка катамарана - -
09.06.2008 После обеда сплав до старой дороги на 83-й лесоучасток На катамаране 9
10.06.2008 Стрелка с р.Лозьва -Пос.Вижай - ночевка 3,5 км ниже ур.Молочное На катамаране 24,4
11.06.2008 Фотосессия - мост в Бурмантово - ночевка в 2,5 км ниже пос.Хорпия На катамаране 24,6
12.06.2008 Разбои - мост в пос.Новошипичный - ночевка в ур.Селезневка На катамаране 55,18
13.06.2008 Разбои - ночевка 1.5 км ниже ур.Еловка На катамаране 57,84
13.06.2008 ЛЭП - газопровод - мост - Ивдель На катамаране 9,9
14.06.2008 Ивдель – р.Талица Нива-Шевроле 52,5
15.06.2008 Ивдель - Карпинск - Североуральск - "У Сахила" -Нижний Тагил - Екатеринбург Легковые автомобили 514,5
Схемы участков маршрута
Екатеринбург - Нижний Тагил - Серов Серов - Североуральск - Ивдель
Ивдель - Северный Северный - Сев.Тошемка
р. Сев.Тошемка - р.Лозьва до п.Шипичный
р.Лозьва от п.Шипичный до г.Ивдель
Участники путешествия


ДНЕВНИК
Предисловие.
В начале 2008 г. Николай Антонович Рундквист, а проще – Квист, пригласил меня принять участие в небольшой фотоэкспедиции. Планировалось в начале лета сплавится по реке Томь. Река Томь привлекает меня уже тем, что на ней расположен город Томск, в котором я родился. Однако, в начале лета выяснилось, что идем мы не на Томь, а на Лозьву. По большому счету принципиальной разницы для меня не было и мы пошли на Лозьву.
7 июня 2008 г.
Квист с Петей Захаровым в 6 утра подъехали на Ниве к моему дому. Подняться и попить кофе они отказались и пришлось мне надевать рюкзак, брать доски, предназначенные для крепления двигателя к катамарану, и идти на улицу. Вышел, поздоровался с Квистом, обнялся с Петей. С Петей Захаровым, прилетевшим из Москвы, я в последний раз виделся в Гималаях, в экспедиции 100-й меридиан. Подъехал Саша Блинков, загрузились и тронулись в путь. Серовский тракт бодро летел под колеса Сашиной «Вольво». Пошел дождь. Без проишествий добрались до Нижнего Тагила. В Тагиле состав нашей экспедиции пополнился еще одним участником. К нам присоединилась Ольга Халяева. С Ольгой мы встречаемся несколько чаще, чем с Петей, но встреча от этого была не менее приятной. Загрузили Ольгу и поехали дальше на север.
Серовский тракт Заехали в Нижний Тагил за Ольгой
По традиции мы позавтракали в возле поселка Малая Лая «У Сахила». Лагман, поданный «У Сахила» принципиально отличался в лучшую сторону от лагмана, предложенного нам в Ташкенте в 1982 году. Петя Захаров настоял на посещении города Волчанска – по мнению mail.ru, самый маленький город мира , в котором есть трамвайное движение. Там мы посмотрели на этот самый трамвай и двинулись дальше. Обедали мы в городе Североуральске. Город красивый, но погода была отвратительной (шел проливной дождь) и в этот раз разглядеть его красоты нам не удалось. Кафе в Североуральске поразило нас скоростью обслуживания. Все блюда, на мой взгляд, были свежеприготовленными и принесли их в течении 20 минут с момента заказа.
Кафе в Североуральске И снова в путь
В Ивдель мы приехал в районе трех часов дня. Там мы заехали на территорию МЧС-ников, с которыми у Квиста была договоренность по поводу машины, которая повезет нас дальше. Видимо так рано нас не ждали и поэтому попросили очистить территорию. Потом правда разобрались и пустили нас обратно. К этому времени мы уже натянули на себя почти всю имеющуюся одежду, т.к. погода напоминала скорее холодную раннюю весну, чем лето. Под проливным дождем мы загрузились в «Урал» и тронулись на север, вверх, в горы.
Загрузка в Ивделе Лучше плохо ехать, чем хорошо идти
Дорога была вполне сносной, а превратности погоды и потоки воды, льющиеся на нас через дырявый тент, мы компенсировали водкой. Где-то на середине дороги дождь, льющийся с неба, стал потихоньку замещаться снегом и нам пришлось проводить усиленную компенсацию.
Под мокрым тентом Остановка у речки Талицы
Водитель предупреждал Квиста, что вода в реках высокая и до Ушмы он нас довезти скорей всего не сможет. Поэтому мы не удивились, когда «Урал» остановился возле размытого моста через реку Северная Тошемка и сказал, что дальше он нас повезти не сможет. Дождь к этому времени уже утих. Дул холодный, пронизывающий ветер. Место было хоть и загаженное, но достаточно удобное для лагеря. Мы поставили палатки, разожгли костер, благо дров хватало. На этот раз Квист решил не отказывать нам в удобствах. Они с Сашей закупили не только мясо и шампуры, но и мангал, уголь, жидкость для растопки. В результате шашлык был приготовлен быстро и качественно. Плотно поужинав, улеглись спать.
Ольга готовит шашлык Праздничный ужин
8 июля
Следующий день был посвящен постройке катамарана. Учитывая, что хороший четырехместный катамаран вместе с рамой и веслами, был взят в прокате, особых проблем с его сборкой не было. Мы добавили в конструкцию рамы несколько продольных жердей, а также на корме соорудили из прихваченных из Екатеринбурга досок конструкцию для крепления двигателя.
Катамаран у палатки Развалины моста через Северную Тошемку
В свободное от работы время я пытался ловить рыбу на спиннинг.Однако, из этой затеи у меня ничего не получилось. После обеда наша идиллия была прервана шумом автомобиля. К речке подъехал ГАЗ-66, загруженный туристами, направляющимися на Ауспию. Ребята вылезли размяться и осмотреться. В процессе осмотра окрестностей ими была найдена моя коробка с блеснами, которую я оставил на берегу. Поговорил с туристами о проблемах с рыбалкой, но никаких дельных советов не получил. Далее туристы загрузились обратно в ГАЗ-66 и легко преодолели реку Северная Тошемка вброд. День завершился обычным порядком.
Неудачная рыбалка ГАЗ-66 преодолевает Северную Тошемку
9 июля
Утро подготовило нам не очень приятную неожиданность. И земля и деревья и палатки были покрыты слоем снега. Первым, как всегда проснулся Квист. Он вскипятил воду и потихоньку выманил из палаток участников путешествия, обещая горячий кофе с рижским бальзамом. Фотографы зафиксировали на цифровые камеры заснеженную природу. Я тоже отснял на камеру лагерь в снегу.
А снег идет Лагерь в снегу
Пробившееся сквозь тучи солнце растопило снег и несколько оживило природу и нас. Подошло время обеда. После обеда было принято решение перед спуском катамарана на воду немножко вздремнуть. Наш сон был нарушен сначала голосами, а потом и ревом грузовой машины. Это подошла пара местных жителей, за которыми подъехал «Урал», чтобы отвезти их в Ушму. Первой встала Ольга и стала угощать местных чаем. Кампания у них подобралась самая интернациональная. Двое мужчин. Один помоложе - русский, другой постарше - молдаванин по имени Ливик. Две женщины. Одна, постарше, гордо назвала себя мансийкой. Другая, помоложе и посимпатичней, не обозначила свою национальную принадлежность, однако основная часть ее родственников явно принадлежала к финоугорской группе. Я подключился к разговору и узнал много нового о нравах местных жителей. Люди они в общем то неплохие. Только мансийка была как-то слегка агрессивно настроена. Особенно пока мы вначале скромно отказывались от предложенного разведенного спирта. Зато потом она предложила нам только что подстреленного небольшого рябчика и соленую рыбу. Зато с водителем-молдаванином мы очень душевно пообщались. Он отвел меня чуть в сторону и вполголоса рассказал о том, что совсем недавно по приказу старейшин манси убили двух предпринимателей, которые показывали местной молодежи продукцию современной видеоиндустрии, взимая за это соответствующую плату. Расставались мы уже закадычными друзьями. Сфотографировались на память, причем молдаванин старался спрятаться от камеры, ссылаясь на ревнивую жену, которая может где-нибудь увидеть его в этой кампании. Наши гости загрузились в «Урал», который без всяких проблем преодолел Северную Тошемку и направился в сторону Ушмы.
Гости Водитель-молдаванин
После пробуждения всех участников путешествия мы оттащили катамаран к воде. По углам катамарана мы привязали рюкзаки, а в середину на растянутый тент свалили кучу мешков с продуктами и снаряжением. Вся эта куча была оплетена веревками, которые должны были не дать смыть все это барахло за борт при аварии. Я с трудом себе представляю аварию, которая могла бы привести к смыву, но водная выучка одержала верх и процесс привязывания и отвязывания центральной кучи имел место во все последующие дни пути. Наконец все погружено, баллоны подкачаны, все расселись по местам и отчалили.
Двигатель мы прикрутили к корме, но пока не использовали. Речка неширокая, перекатов много и мы решили пока поберечь винт. Сразу после отплытия река попыталась прижать нас к правому берегу к поваленной березе, но мы дружно работая веслами, благополучно этого избежали. Река несла катамаран достаточно быстро и скучать нам не давала. Первый ходовой день у нас естественно был короткий и пройдя менее 10 км мы начали искать место для ночевки. Это оказалось непростым делом. В конце концов мы просто причалили и разбежались вдоль по реке в поисках удобного места. Чуть ниже места причаливания была найдена старая лесовозная на дорога к 83-му лесоучастку, подходящая к берегу реки. В этом месте удобно вытаскивать катамаран и есть ровное место для палаток.
Причалили, чуть было не попав в капканы, установленные на берегу, выгрузились и стали ставить лагерь и готовить ужин. Чуть позже к нам подошел Петр с Мишей. Петр работает сторожем на лесоучастке, а Миша – его пес. Петр поинтересовался, не попались ли мы в его капканы, поставленные на уток. Петр рассказал, что живет он хорошо: гонит пихтовое масло и самогон, охотится и рыбачит. Еще он сообщил нам, что сейчас у медведей сейчас гон и они ходят злые, а также рассказал о том, что он недавно подстрелил медведя. Который загрыз двух медвежат. Он научил меня ловить рыбу на ручейника, но у меня все равно ничего не получилось. Основная проблема у Петра – поговорить не с кем. Он утверждает, что пес Миша скоро научится с ним разговаривать. Петр угостил нас соленой рыбой, а мы его угостили ромом Баккарди и свежими огурцами и помидорами. Надо отдать ему должное, сразу после первой рюмки он не стал нам надоедать и ушел к себе на лесоучасток. А пес Миша еще долго на дороге невдалеке от нас и наблюдал.
10 июля 2008 г.
Утром нас, как всегда, разбудил Квист. Быстро позавтракали, собрались и отчалили. Речка скучать нам не давала. Один раз мы с ней не справились и Петю Захарова прижало к коряге на левом берегу и чуть не поломало ребра. После этого мы стали осторожней. Спортивных целей мы перед собой не ставили, зато была цель отснять все красивые места на маршруте.
Прибрежные скалы Сплав
А красот на Северной Тошемке хватает. Плотность прибрежных скал на ней не меньше, чем на Чусовой. До обеда мы аж два раза останавливались для фотосъемки. Причем во второй раз мы остановились надолго. Квист с Петей и Сашей отправились на близлежащие скалы, которые лежали не так уж и близко. Ольга осталась читать и охранять катамаран, а я отправился на рыбалку. Место для рыбалки было просто идеальным – омут под скалой, но я не видел даже одной поклевки. Наконец такая рыбалка мне надоела и я решил осмотреть окрестности. Пошел в гору и вышел к скалам на которых осуществлялась фотосъемка и встретил там наших фотографов. Еще немного поснимали и отправились назад к катамарану. На обратной дороге мы нашли пещеру под скалой. Я протиснулся в узкий обледеневший лаз. Квист сфотографировал меня в пещере, а потом хотел меня там бросить. Хоть и не без труда, но я оттуда выбрался самостоятельно.
Вид сверху Освоение GPS
Петр Захаров демонстрирует отменный кадр Вход в пещеру
Начиная с 11 часов участники путешествия стали призывать Квиста к обеду, но тот был непреклонен – обед в месте впадения в Лозьву. В течении часа Пете за каждым поворотом мерещилась Лозьва. Наконец этот долгожданный момент наступил. Мы причалили на мысу, прямо на месте слияния Северной Тошемки и Лозьвы. Ярко светило солнце и, несмотря на холодный ветер, мы сняли часть одежды и позагорали.
На стрелке Лозьва - Сев.Тошемка Обед готов
Пообедали как всегда вкусно и с удовольствием. Вообще проблемы с едой в этом путешествии не существует. После обеда как всегда – сон. В 15-00 встали, собрались и загрузились на катамаран. Заправили бензином двигатель. Мы собирались подняться вверх по Лозьве. В этом нам должен был помочь лодочный мотор фирмы Yamaha. Но мотору мощностью в 2 лошадиные силы это оказалось не по силам. Немного помучавшись, удерживая ревущий мотор и держа катамаран носом вверх по струе, мы развернули наше судно вниз по течению и отправились вниз – к поселку Вижай.
С движком сплав пошел гораздо быстрее. Сразу за поселком Вижай мы причалили к правому берегу, забрались на скалы и занялись фотосъемкой. В долине реки раскинулся поселок, а вдали белел снежниками Чистоп. На спуске я опять обнаружил небольшую пещеру. Узкий лаз вел вглубь скалы, а мощная воздушная тяга указывала на то, что где-то этот лаз имеет выход наверх.
Начиная с 11 часов участники путешествия стали призывать Квиста к обеду, но тот был непреклонен – обед в месте впадения в Лозьву. В течении часа Пете за каждым поворотом мерещилась Лозьва. Наконец этот долгожданный момент наступил. Мы причалили на мысу, прямо на месте слияния Северной Тошемки и Лозьвы. Ярко светило солнце и, несмотря на холодный ветер, мы сняли часть одежды и позагорали.
Фотографы на вершине горы возле поселка Вижай Вдали - поселок Вижай
После фотосъемки за штурвал Ямахи сел Квист. Он хотел подлить бензина в бак, ноя убедил его этого не делать. В результате во время поиска места ночевки бензин закончился. Хотя с удобными местами для стоянки здесь проблема, нам повезло. В 10 метрах от места причаливания нашлась отличная стоянка с местом как раз для двух наших палаток.
В конце дня не только закончился бензин в баке, но и поломалась конструкция для крепежа мотора. Поломка оказалась некритичной. До ужина я успел не только починить конструкцию но и искупался в Лозьве. Вода естественно холодная, но терпимая. Сразу после ужина все кроме Пети залезли в палатки, а Петя пошел на фотоэтюды.
11 июля
После Вижая прибрежные скалы стали реже встречаться и характер их изменился. В цвете скал стали преобладать черные и серо-черные цвета, а их форма стала более изрезанной. С утра занимались фото и видеосъемкой с движущегося катамарана.
Сплав по Лозьве На катамаране
Береговые скалы Причудливые изгибы породы
Потом увидели на берегу красивые скалы и причалили. Со скал открывался замечательный вид. Все было просто чудесно, вот только на спуске я практически располосовал свой болотный сапог об острый сучок поваленного дерева.
Вид со скалы Река Лозьва
На обед остановились у красивых прибрежных скал. Квист с Петей полезли на скалы, а остальные легли спать. Фотографы лазили по скалам около полутора часов. Неугомонный Петя даже после столь мощной фотосессии и в лагере продолжал снимать массовые танцы бабочек возле костра.
Подготовка к обеду Съемка танцев бабочек
После обеда скалы стали появляться все реже. Река стала извилистой. На ночевку остановились на галечно-песчаном берегу.
Заливаем бензин Ночевка на галечно-песчаном берегу
12 июля
Ночь была теплой и утреннее небо было затянуто тучами. После теплой ночевки я перед посадкой на катамаран излишне разделся и, в результате, замерз на воде. На первой же фотоэтюдной остановке оделся потеплее. Хотел определить по GPS точку, но у меня почему-то сел КПК. Вечером заряд был 93%, а утром 12%. Наверное я его неудачно положил. Камера пока работает. Я пробежался вниз по реке и отснял катамаран в движении. Перед посадкой на катамаран я решил, что потерял GPS и сильно расстроился. Хотел даже вернутся к месту отчаливания катамарана, но плюнул. В конце концов я нашел GPS в одном из своих многочисленных карманов.
Пошел дождь. Похолодало. На обед остановились под небольшим дождем у огромной кучи плавника. Выпили, закусили, поели. Дождь поутих. У мотора сел Квист, а я забрался под кусок полиэтилена, почитал, поспал.
Берега скучноватые. Разбои. Старицы. Спугнули выводок утят. Причалили на ночевку на левом галечно-печаном берегу. Я снова попытался рыбачить. Шел вдоль болотистого берега и из под ног прыскали в стороны рыбы. На блесну ни одна из них не попалась. Разобиженый пошел писать дневник. На другой берег приехали рыбаки на «Ниве». Поставили сеть и стали лупить чем-то по воде. Минут через 20 рыбалка была закончена. Рыбаки собрались и уехали. А я почитал и лег спать.
13 июля (Пятница-13)
День прошел в ожидании гадостей. Утро было чудесным. Солнышко. Легкие облачка. Несильный ветерок. Загрузка катамарана прошла успешно. Все шло отлично до первого переката. Мы вылетели на перекат на скорости и в результате не просто сорвали шпонку, но и размолотили шлицы винта. Поменяли винт и шпонку. Приняли коктейль: водка «Путин» с бальзамом Рижским. Ну очень вкусно.
На обед остановились у красивых прибрежных скал. Квист с Петей полезли на скалы, а остальные легли спать. Фотографы лазили по скалам около полутора часов. Неугомонный Петя даже после столь мощной фотосессии и в лагере продолжал снимать массовые танцы бабочек возле костра.
Перекус на месте ремонта Облака
Потом до обеда все шло замечательно. Обед был как всегда на галечной косе. Я успел не только поесть но и искупаться и позагорать. Вода как и в прошлый раз была очень холодной.
Обед Ориентирование
После обеда с рекой начали твориться чудеса. Сперва река раздвоилась не в том месте и течение резко прекратилось. Как мы выяснили у рыбаков, мы попали в старицу. Вернулись и понеслись по другой протоке. Берега полны свежесваленных деревьев и впечатление такое, что эта протока образовалась совсем недавно. А тут еще GPS Квиста, который Петя привез ему из Москвы, показывает, что мы движемся по суше. Наконец мы слились с левой протокой и поняли, что попали в основное русло. Вечером стали искать место для ночевки. Остановились на одном месте – не понравилось, берег грязный. Остановились на другом – там изба стоит. Наконец, на третий раз, когда я уже не стал слезать с катамарана для осмотра места, решили остановиться.
На ровной полочке, слегка приподнятой над уровнем реки цветут жарки и черемуха. Фотографов этот вид привел в состояние экстаза. Процесс фотосъемки потребовал передвижки палаток и укрывания фотографов в яме посреди поляны.
Среди цветов
Жарки-Купавки Цветущая черемуха
Саша готовит ужин Стол накрыт
На ужин нам подали горошницу и целый чайник (кастрюля с ручкой) жареного лука. Во время ужина я увидел на своей белой футболке первого клеща. Все сразу же принялись пшикать из баллончиков с антиклещевыми аэрозолями во все места и осматриваться. В палатке Оля нашла еще одного клеща. Радует одно ни один клещ не успел в нас впиться. Петя как всегда на ночь глядя отправился на съемку радуги. Остальные улеглись спать. Завтра выходим в Ивдель.
14 июля
Утро встретило нас частыми каплями дождя, стучащими в тент палатки. Подъем запоздал. Даже Квист в такую погоду дал себе возможность понежится утром в спальнике. Да и костер под дождем разводить видимо пришлось несколько дольше, чем обычно. Одако с погодой у Квиста все схвачено. Как только вода в котле вскипела, дождь сразу же прекратился. Но как только все вылезли, позавтракали и немножко тормознулись, как дождь снова напомнил о себе. Быстро собрались, загрузились. Залили бензин в бак. Квист обещал, что на одной заправке мы дойдем до Ивделя. Так и вышло. По пути особых красот не наблюдалось. Заинтересовал разве лишь газопровод, проложенный под Лозьвой. По словам Квиста по этому газопроводу (по 8 трубам) за сутки проходит газа на 1 миллион долларов. Еще заинтересовал автомобильный мост через Лозьву. Дорога, которая пройдет по мосту, еще строится и не скоро попадет на карты.
Когда впереди показались первые строения, Квист дал указание – чалится, и мы причалили возле этих строений. Это был еще не Ивдель, а поселок Гидролизногозавода. И даже не сам поселок, а дачи. Как только мы причалили, наступило лето. Солнце – жарит, а легкий ветерок охлаждает. Просто замечательно. Квист с Сашей отправились за машинами в город, а мы стали разбирать и сушить катамараны.
Выгрузились Сушка баллонов
Мы успели не только разобрать и почти высушить катамараны, но и основательно проголодаться к тому времени, когда наши автомобилисты подъехали к нам. Загрузились и отправились поселяться в гостиницу.
Загружаемся Возле гостиницы
В гостинице Саша с Олей остались приводить себя в порядок, а Квист, Петя и я поехали снимать скалы на реке Талица, на то место, где мы устраивали привал по дороге к Северной Тошемке. На пути к Талице фотографировали озеро. Скалы отсняли со всех сторон. На обратной дороге снимали болото.

Съемки на Талице Скалы над рекой
Зубец Болото на обратном пути
Вернулись, закупили продуктов и устроили праздничный ужин с просмотром футбольных матчей чемпионата Европы.
15 июля
Утром после завтрака расселись по машинам и тронулись в обратный путь. По пути останавливались перед Североуральска для съемки Денежкина камня. Погода была отличной, поэтому гора была как на ладони, только на вершине висело облако. В Североуральске сфотографировали храм, а на выезде отсняли чудо инженерной мысли – обводные каналы, которые отводят воду реки от шахт.
Вдали Денежкин Камень Храм в Североуральске
Обводные каналы Панорама Конжака
На окраине Карпинска остановились для съемки панорамы Конжаковского камня в окружении Казанского, Косьвинского и Ольвинского камня.
Как обычно, обедали мы «У Сахила». Окрошка и шашлык были очень вкусные. После обеда Саша выяснил, что задняя передача на его автомобиле не включается. Настроение у Саши испортилось. Перед Екатеринбургом мы свернули с Серовского тракта в сторону Верхней Пышмы, объехали ее по новой дороге и выскочили на трассу, по которой я обычно возвращаюсь домой с дачи.
Так закончилось наше путешествие.

Фотографии Александра Блинкова (которые получше) и мои (которые с видео - отвратного качества).